Вот и подошло время экзаменов и если теоретическую часть в процессе изучения предмета выучить не удалось (в причины вдаваться не будем), то накануне сдачи экзамена студенты (школьники, ...) стремятся наверстать упущенное и зубрят, часами не отрываясь от конспектов и учебников.

Между тем:

Зубрёжка – это один из самых жестоких способов издевательства над своим интеллектом, отнимает уйму времени, не давая взамен ни капли знаний.

Зубрёжка – механическое заучивание информации, если у вас хорошая память сдать экзамен поможет, даже можно получить оценку "отлично", но знаний от этого не прибавится. Отсюда следует главный вывод: "Нужно не зубрить, а понимать, что читаешь". Поняв прочитанное, вы сможете рассказать о предмете своими словами, а это ценнее, многие преподаватели сейчас стали даже требовать, чтобы студент повторил вызубренное определение своими словами, так, как он его понимает. Смысл усвоенной информации надёжно закрепится на уровне подсознания и независимо от текущего положения вещей, (информация в современном мире изменяется очень быстро, появляются новые направления, сферы наук) вы всегда сможете быстро войти в курс дела.

Во время подготовки к экзаменам многое зависит от психологического состояния. Поэтому созданию оптимального функционального состояния, которое и здоровье не подорвёт, и поможет вспомнить подзабытый материал нужно уделить первостепенное значение. Все методы, позволяющие нормализовать физиологическое и психологическое состояние человека в момент подготовки к экзаменам можно условно разделить на две группы: одна направлена на релаксацию, другая на мобилизацию резервов организма.

  1. Любое дело принято начинать с планирования, подготовка к экзамену не исключение – рассчитайте сколько времени вы будете уделять каждому вопросу. Созданный заранее план, если конечно его придерживаться вселяет уверенность в способности достичь желаемого результата, а значит обладает релаксирующим эффектом.
  2. При планировании занятий помните, мозг – живой орган и ему тоже нужен отдых, чтобы перенести усвоенные данные из кратковременной памяти в долговременную (декларативную). Объём кратковременной памяти не безграничен (психолог Джордж Миллер пришёл к выводу, что её объём 7+/-2 объекта, современные учёные понизили его оценку до 4-5 объектов) – это значит, что новые знания попав в кратковременную (оперативную) память будут затирать старые и в долговременную попадут только прочитанное последним.
  3. По этой же причине следует делать перерывы в занятиях каждые полчаса на 5 минут и если работа длится продолжительное время, то через 2 часа перемене надо уделить минут 30 – это время необходимо для структурирования информации, не будет же она лежать в одной куче, её надо, как говорится "разложить по полочкам".
  4. Дробить информацию и пытаться усвоить текст, читая отдельные абзацы – бесперспективная идея, законченный текст усваивается лучше. Прочитайте его полностью и сразу попытайтесь воспроизвести, а непонятные моменты можно прочитать повторно.
  5. Не следует комбинировать похожие предметы во время одного занятия – забудете и первый, и второй. Примеры таких предметов: математика - физика, литература - история, математика - информатика.
  6. Для того, чтобы запомнить информацию, можно применять ряд приёмов и правил:
    • Легче запомнить то, что вызывает интерес, из скучного текста вы вряд ли запомните и несколько абзацев.
    • Информацию необходимо осознать (что, к чему и почему);
    • Выстраивайте ассоциации с уже знакомыми понятиями;
    • Задействуйте различные типы памяти: зрительную, моторную, звуковую, образную, словесно-логическую и т.д.. Информация лучше запоминается если чтение осуществляется вслух, сопровождается построением логических связей, при этом к прочитанному вы относитесь эмоционально и т.п..
    • Не старайтесь всё запомнить с первого раза: прочитав первый раз весь параграф, попытайтесь пересказать, затем прочтите второй раз, если что то не понятно прочитайте именно те места. Если вам кажется, что наконец то всё выучено – не обнадёживайтесь, информация полностью усваивается только после третьего повторения.
    • Иногда, начав читать параграф, возникает чувство, что тут всё понятно и текст пропускается ("Вот бы мне этот билет попался, его то я сдам"). Как показывает опыт, если на экзамене выпадает этот билет, студент его благополучно проваливает – путается и сбивчиво отвечает.
  7. Не пытайтесь увеличить время на подготовку к экзаменам за счёт сна. Сон – не впустую проведённое время, именно во время сна происходит перевод информации из кратковременной в долговременную память. Сон способствует снятию умственного утомления, восстановлению сил организма, а его недостаток приводит к нежелательным последствиям.
  8. Используйте возможности ароматотерапии, пока это разрешённый допинг. Ароматическое масло мяты, иланг-иланг поможет успокоить нервы, вернуть чувство уверенности. Масло грейпфрута избавит от головной боли. Масло эвкалипта оказывает стимулирующее действие на организм.
  9. Сделайте самомассаж переносицы, крыльев носа большим и указательным пальцем, здесь проходит три Энергетических Канала. Эта техника по утверждению даосских монахов снимает блокировки, помогает бороться с усталостью, улучшает дыхание и общее самочувствие.
  10. Чередуйте умственную работу с физическими нагрузками. Во время сидячей работы кровообращение во всем организме замедляется, а лимфообращение практически прекращается, в результате чего мозг оказывается без необходимого питания. А питание ему сейчас очень необходимо, в период интенсивной работы мозгу требуется до 25% потребляемой организмом энергии и кислорода. Экспресс-гимнастика поможет восстановить кровообращение и "зарядит мозги". Способ, которым вы будете заниматься не играет особой роли – это могут быть простые упражнения (отжимания, приседания, махи, ...), езда на велотренажере, танцы и т.п..
  11. От правильного питания в этот период зависит получит ли мозг необходимые для интенсивной работы вещества или нет, поэтому подпитывать его следует регулярно не менее 4-5 раз в день. Слишком частая еда будет отвлекать от мыслительного процесса, а при редком питании желудок будет переполнятся, вызывая прилив крови к себе и оттоку от мозга. В результате чего возникнет вялость, сонливость.
    Питание должно быть богато белками (аминокислоты влияют на память, выступают в роли нейромедиаторов), углеводами (как известно мозг не может без глюкозы), омега-3,6,9 жирные кислоты, витаминами, в первую очередь группы В.
  12. Если вас всё же одолела сонливость не терпите, лучше вздремнуть часок другой и за оставшееся до вечера время доделать всё бодрым, только не забудьте принять после сна контрастный душ.

C детства мы слышим, что "нервные клетки не восстанавливаются", связано это, с тем, что гены, отвечающие за размножение делением, заблокированы. Давно уже появились сведения, что это не совсем так, да гены заблокированы (по всей видимости из за того, что один нейрон связан с другим большим количеством связей и организму легче заложить избыточное количество нейронов на этапе эмбрионального развития), но при некоторых обстоятельствах может наблюдаться нейрогенез (процесс образования нейрона). Область мозга непосредственно связанная с механизмами памяти – гиппокамп, является местом с доказанным нейрогенезом. Это доказывает, что память не даётся нам от рождения, её можно натренировать в любом возрасте, конечно чем моложе организм, тем значительнее будет результат.