У нас есть врожденный механизм, который гарантирует, что наши кровеносные сосуды не окажутся заблокированными. Белок A1M, альфа-1-микроглобулина, естественным образом присутствуют в организме и предотвращает окисление жиров в крови – одной из основных причин атеросклероза. Открытие, опубликованное сегодня в журнале Горизонты Физиологии, – работа исследовательской группы из Лундского университета (Швеция).

"Атеросклероз в значительной степени вызван окислением жиров в крови. Результаты исследования, которые мы приводим в этой статье, показывают, что A1M останавливает окисление жиров в крови и держит их в хорошем состоянии. Мало того, белок A1M может также очищает кровь от окисленных жиров", говорит профессор Акерстром, руководитель исследовательской группы из медицинского факультета Университета Лунда.

Белок A1M, альфа-1-микроглобулина, существует в организме, для очистки окисленного гема и других вредных молекул. Гем содержит железо и находится в гемоглобине, который осуществляет транспортировку кислорода по всему организму. Когда кислород метаболизируется, образуются вредные молекулы, известные как свободные радикалы. Гем-молекула также генерирует свободные радикалы и часть токсичного железа оседает в наших тканях, клетках и ДНК. Организм имеет много методов нейтрализации как гема, так и свободных радикалов. Пока методы справляются со своими функциями, организм не страдает от действия свободных радикалов.

Бо Акерстром и его исследовательская группа показала 10 лет назад, что A1M имеет способность связывать свободные радикалы и токсичные молекулы гема и превращают их в безвредные вещества. "Можно сказать, что ткань промывается A1M каждые 5-10 минут, с белком абсорбции свободных радикалов и гем-группы. A1M действует как мусорное ведро – захватывает и нейтрализует токсические вещества по всему телу, вокруг всех клеток, в противном случае произошло бы воспаление и повреждение окружающих тканей ", сказал профессор Акерстром.

В настоящем исследовании, Бо Акерстром и его коллеги сосредоточились на двух основных причинах атеросклероза: окисление ЛПНП (обычно называется "плохой холестерин") и миелопероксидазы (МПО). МПО представляет собой молекулу в белых кровяных клетках, которая активируется при воспалении и инфекции, и, как гемоглобин, содержат токсичные вещества.

"Изучение и тестирование свойств белка A1M по отношению к ЛПНП и МПО, мы обнаружили, что A1M может уменьшать окисление жиров и очищать кровь от Липопротеидов Низкой Плотности, а также избавится от опасных веществ из МПО разлагая их на более простые и безвредные. Это означает, что A1M защищает клетки и ДНК от повреждения молекулами, которые являются, причиной атеросклероза", сказал Бо Акерстром.

Проведены пока только лабораторные эксперименты, впереди тестирование на животных, а затем на людях. Если связь между уровнем A1M, концентрацией окисленных жиров в крови и развитием атеросклероза будет подтверждена, то лекарство от атеросклероза может появиться в ближайшие годы.