Группе международных ученых удалось выяснить механизм, посредством которого кожа выполняет функцию пограничного контроляразличая чужеродные клетки и клетки организма.

Полученные результаты позволят понять, каким образом иммунная система борется с некоторыми инфекциями, возникновение аллергии и аутоиммунных заболеваний.

Открытие исследователей, опубликованное сегодня в международном журнале Nature Immunology, является фундаментальным достижением в понимании того, как функционирует иммунная система, в частности, в коже.

Кожа человека содержит разветвлённую сеть иммунных клеток, которые играют роль барьера для инфекции, но когда эти иммунные клетки распознают клетки организма или продукты обмена веществ, как чужеродные - это приводит к нежелательным побочным эффектам, таким как воспаление и аллергии.

Исследователям удалось установить молекулу, которая играет ключевую роль в распознавании клеток и разделении их на "своих и чужих". Этим "таинственным дворецким" оказалась открытая более 30 лет назад молекула CD1a.

Было известно, что она участвует в иммунном ответе на микобактерии и воспаления после укусов пчел, но как иммунная система взаимодействует с этими молекулами CD1a был загадкой. Теперь выяснилось, что она помогает иммунной системе различать липиды, механизм идентификации которых отличается от распознавания белков.

"Поняв, как иммунная система человека воспринимать и взаимодействует с липидами, мы можем усилить или ослабить это взаимодействие, тонко изменяя их структуру", сказал один из авторов открытия, профессор Rossjohn из Университета Монаша (Австралия). "А это уже контроль за иммунной реакцией на различного рода патогены, аллергены, наши собственные клетки."